
Robot
Складчик
- #1
[Миф Курсы] Лекция 1. Где-то там позади. История литературного произведения до его создания и ключевые концепты лингвокультуры [Евгений Стефанский]
- Ссылка на картинку
Литература и культурные коды
Древние матрицы в произведениях классиков и современников
Литературное произведение появляется не только в момент создания. Оно подготавливается культурой народа на протяжении многих веков. Великие писатели (и в этом их величие) сознательно и бессознательно опираются на древние матрицы — миф, ритуал, фольклор. Они интуитивно чувствуют забытые смыслы языковых форм. И воспроизводят их.
На лекциях доктора филологических наук Евгения Евгеньевича Стефанского научимся распознавать эти глубинные коды. Различать временное и вечное. И видеть в литературе отражение универсальных тем человеческого опыта. Дух захватывает!
«Великие произведения литературы подготовляются веками, в эпоху же их создания снимаются только плоды длительного и сложного процесса созревания».
М.М. Бахтин, философ и литературовед
Зачем видеть культурные коды в литературе?
Образы и сюжеты, которые столетиями хранит культура, помогают глубже раскрыть смыслы литературных произведений (иногда от этой глубины может закружиться голова).
Это ключ к пониманию авторского замысла и живой связи с традицией. Чтение перестает быть только лишь интеллектуальной практикой — и становится встречей с древней мудростью, зашифрованной в словах.
Изучая культурные коды, мы видим за строками текста то, что объединяет людей вне времени и географии. Так литература становится продолжением и отражением коллективного опыта человечества.
Что вы узнаете?
Древние матрицы в произведениях классиков и современников
Литературное произведение появляется не только в момент создания. Оно подготавливается культурой народа на протяжении многих веков. Великие писатели (и в этом их величие) сознательно и бессознательно опираются на древние матрицы — миф, ритуал, фольклор. Они интуитивно чувствуют забытые смыслы языковых форм. И воспроизводят их.
На лекциях доктора филологических наук Евгения Евгеньевича Стефанского научимся распознавать эти глубинные коды. Различать временное и вечное. И видеть в литературе отражение универсальных тем человеческого опыта. Дух захватывает!
«Великие произведения литературы подготовляются веками, в эпоху же их создания снимаются только плоды длительного и сложного процесса созревания».
М.М. Бахтин, философ и литературовед
Зачем видеть культурные коды в литературе?
Образы и сюжеты, которые столетиями хранит культура, помогают глубже раскрыть смыслы литературных произведений (иногда от этой глубины может закружиться голова).
Это ключ к пониманию авторского замысла и живой связи с традицией. Чтение перестает быть только лишь интеллектуальной практикой — и становится встречей с древней мудростью, зашифрованной в словах.
Изучая культурные коды, мы видим за строками текста то, что объединяет людей вне времени и географии. Так литература становится продолжением и отражением коллективного опыта человечества.
Что вы узнаете?
- Как в литературе отражается опыт, верования, мировоззрение людей
- Любопытное о происхождении русской обсценной лексики и «волчье-песьей» фразеологии
- Как одни и те же понятия могут иметь различное символическое значение в разных языках
- Как «бродячие» фольклорные сюжеты работают в «письменной» литературе
- Как древнейшие культурные сценарии, восходящие к мифу и ритуалу, веками сохраняются на периферии коллективного сознания, а в определенные моменты актуализируются
- «Живое, растущее, становящееся, меняющееся значение» литературного произведения по М. М. Бахтину
- Функциональный и мифопоэтический подход к анализу литературного произведения:
а) «Как закалялась сталь» Н. Островского как житие советского святого;
б) воспроизведение славянских миромоделирующих систем в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»;
в) трактовки образов Молчалина и Лопахина в различных театральных постановках. - Концепт — понятие, погруженное в культуру
- Ключевые концепты национальной культуры
- Обряд инициации и социальная матрица «волчьей маргинальности». Происхождение мата и волчье-песьей фразеологии
- Месть Ольги: «Бяше муж твой аки волк, восхищая и грабя» — муж Ольги князь Игорь как «волк"
- Концепт «КНЯЗЬ» в «Трех Будрысах» А. Мицкевича и в балладе «Будрыс и его сыновья» А. Пушкина
Показать больше
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый контент.