Robot
Складчик
- #1
[Страдариум] Как понимать Питера Брейгеля [Михаил Кукин]
- Ссылка на картинку

В этом курсе лекций мы охватим творчество Питера Брейгеля целиком, выделим и обсудим его основные темы, на конкретных примерах поймем, как складывался особенный символический язык Брейгеля, и, конечно, погрузимся в детальный анализ его работ, включая знаменитые шедевры: «Несение креста», «Охотники на снегу», «Поклонение волхвов», «Слепые» и другие работы мастера. Символический язык Брейгеля раскроется перед нами в его связях с богословским, философским и политическим контекстом эпохи, с творчеством предшественников и современников.
Чему научитесь:
Встреча 1. Зачем Брейгель построил «Вавилонскую башню»? Защитный слой библейского сюжета
Две «Вавилонские башни» и другие «библейские» работы Брейгеля. Царь и царская власть в контексте его творчества. «Башня» Брейгеля как «искусствоведческий Вавилон». Как понимать «многослойные» картины Брейгеля. Возможные проекции «Башни» на современную художнику действительность.
Встреча 2. Зимний цикл. Новый Вифлеем на земле Филиппа II
Новозаветные работы Брейгеля. Сюжеты, связанные с Рождеством. Зимний «вифлеемский цикл»: «Поклонение волхвов в снегу», «Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев». Традиционная символика и смелое новаторство Брейгеля в этом цикле. Связь с современностью. Сравнение подлинников Брейгеля с копиями его сына и других последователей.
Встреча 3. Как понимать «Охотников на снегу»? Природа и человек в творчестве Брейгеля
Лекция будет построена вокруг «Охотников на снегу», одной из самых известных картин Брейгеля. Обсудим явную и скрытую символику этой работы. В каких контекстах мы должны ее воспринимать? В чем состоит новаторство Брейгеля, а где он демонстрирует верность традиции? «Охотники на снегу» среди других картин 1565 года. Важнейшая тема Брейгеля «человек и Природа» и ее связь с мыслью XVI века.
Встреча 4. Слепая толпа и путь на Голгофу. Евангелие и современность
Картина «Несение креста на Голгофу» (1564) как одна из вершин творчества Брейгеля, художника-философа. «Многолюдные Голгофы» до Брейгеля и символический язык этой картины. Видимый и невидимый крест. Мысли Брейгеля о человеческой природе. Система исторических проекций: Евангелие и современность.
Встреча 5. Поздние работы. «Слепцы» и «Сорока на виселице». Философия Брейгеля
Позднее творчество Брейгеля. Окончательное становление его философии. Развенчание популярного мифа о «Брейгеле мужицком». Анализ «Слепцов» и «Сороки на виселице». Дела Божии и дела людские. Церковь и мельница. Символический язык Брейгеля и его «словарь». Возможный автопортрет Брейгеля. Подведение итогов курса.
Чему научитесь:
- Видеть произведение искусства как сложное целое, связанное с важными для современников текстами, наполненное множеством «говорящих» символических деталей
- Анализировать и описывать картины сложнейшего мастера XVI века, ничего не выдумывая и не добавляя от себя несвойственного им содержания
- Понимать, что такое символика в живописном произведении и в чем специфика символики Питера Брейгеля Старшего, почему его можно назвать художником-философом и над какими вопросами он размышляет на протяжении всего своего творчества
Встреча 1. Зачем Брейгель построил «Вавилонскую башню»? Защитный слой библейского сюжета
Две «Вавилонские башни» и другие «библейские» работы Брейгеля. Царь и царская власть в контексте его творчества. «Башня» Брейгеля как «искусствоведческий Вавилон». Как понимать «многослойные» картины Брейгеля. Возможные проекции «Башни» на современную художнику действительность.
Встреча 2. Зимний цикл. Новый Вифлеем на земле Филиппа II
Новозаветные работы Брейгеля. Сюжеты, связанные с Рождеством. Зимний «вифлеемский цикл»: «Поклонение волхвов в снегу», «Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев». Традиционная символика и смелое новаторство Брейгеля в этом цикле. Связь с современностью. Сравнение подлинников Брейгеля с копиями его сына и других последователей.
Встреча 3. Как понимать «Охотников на снегу»? Природа и человек в творчестве Брейгеля
Лекция будет построена вокруг «Охотников на снегу», одной из самых известных картин Брейгеля. Обсудим явную и скрытую символику этой работы. В каких контекстах мы должны ее воспринимать? В чем состоит новаторство Брейгеля, а где он демонстрирует верность традиции? «Охотники на снегу» среди других картин 1565 года. Важнейшая тема Брейгеля «человек и Природа» и ее связь с мыслью XVI века.
Встреча 4. Слепая толпа и путь на Голгофу. Евангелие и современность
Картина «Несение креста на Голгофу» (1564) как одна из вершин творчества Брейгеля, художника-философа. «Многолюдные Голгофы» до Брейгеля и символический язык этой картины. Видимый и невидимый крест. Мысли Брейгеля о человеческой природе. Система исторических проекций: Евангелие и современность.
Встреча 5. Поздние работы. «Слепцы» и «Сорока на виселице». Философия Брейгеля
Позднее творчество Брейгеля. Окончательное становление его философии. Развенчание популярного мифа о «Брейгеле мужицком». Анализ «Слепцов» и «Сороки на виселице». Дела Божии и дела людские. Церковь и мельница. Символический язык Брейгеля и его «словарь». Возможный автопортрет Брейгеля. Подведение итогов курса.
Показать больше
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый контент.