Aноним
- #1
[Страдариум] Пряники и вертепы: Рождество в истории и кулинарной культуре Европы (Саша Григорьева)
- Ссылка на картинку

В нашей картине мира обычно есть Новый Год и Рождество, но на деле с праздниками зимнего солнцестояния все куда сложнее и увлекательней. Что, где и когда празднуют в Европе, как христианство переплелось с древними языческими обычаями и какое к этому отношение имеет еда, все это мы обсудим на наших встречах.
Чему научитесь
Встреча 1. Триумфальное шествие Санта Клауса
Мы начнем с того, как Святой Николай, епископ из Малой Азии, живший более полутора тысяч лет назад, превратился в Санта Клауса в западном мире. Узнаем, какие кулинарные детали сопровождали этапы этого большого пути и почему именно Санта Клаус начал приносить современным детям рождественские подарки, а также при чем тут перечные орешки, шоколадные монеты, марципановые буквы и многое, многое другое.
Встреча 2. Святая Лукия, свет против тьмы
До перехода Европы на григорианский календарь самая длинная ночь в году приходилась на Святую Лукию (Лучию, Люцию), чье празднование было связано с надеждой на возвращение света. Мы обсудим глаза-светочи на Сицилии и венки с пылающими свечами в Стокгольме, аспекты единой темы, повторяющейся и на кухне: от кутьи-куччии из цельных зерен на юге и востоке до шафранных булочек на севере Европы.
Встреча 3. От Сатурналий и Йоля к Рождеству
Главный праздник западной Европы вобрал в себя многочисленные древнеримские, кельтские и германские языческие традиции: тут и пиры, и обмен подарками, и особая роль огня/света, а также несгораемое полено, символика 12/13, зеленого/красного и пр. Мы посмотрим, как это отразилось на рождественских рецептах разных стран, а заодно определим, на что в меню особенно повлияла христианская составляющая.
Встреча 4. Календы, колядки и сладкий Новый Год
Овидий в календарной поэме «Фасты» описывает новогоднюю беседу с богом открытия/закрытия Янусом в январские календы (первый день января) и задается вопросом, зачем римлянам на новый год нужны финики, инжир и мед. Мы обсудим среди прочего это и то, как календы стали колядками в Восточной Европе, а древнеримские новогодние подношения-благие знамения – рождественскими подарками в Европе Западной.
Встреча 5. Дары волхвов и старое Рождество
В христианской традиции первыми дарителями подарков стали волхвы, пришедшие поклониться младенцу Христу. В некоторых странах они (а в Италии старушка Бефана) до сих пор приносят подарки детям в рождественский сезон и в их честь пекут сладкие пироги с сюрпризом внутри. Завершая наш праздничный курс мы поговорим об этом и других аспектах Эпифании/Богоявления (старого Рождества, двенадцатой ночи).
Спикер курса: Саша Григорьева
Специалист по латыни и истории кухни с давним интересом к рождественским традициям. Защитила диссертацию по древнеримской кулинарной лексике, написала несколько книг, исследует рецепты, натюрморты, все связанное с едой.
Чему научитесь
- Распознавать культурные наслоения различных традиций в казалось бы хорошо известных зимних праздниках
- Разбираться в истории и географии рождественской выпечки в Европе
- Готовить 12 традиционных рецептов рождественского сезона и делать необычные подарки любимым людям
Встреча 1. Триумфальное шествие Санта Клауса
Мы начнем с того, как Святой Николай, епископ из Малой Азии, живший более полутора тысяч лет назад, превратился в Санта Клауса в западном мире. Узнаем, какие кулинарные детали сопровождали этапы этого большого пути и почему именно Санта Клаус начал приносить современным детям рождественские подарки, а также при чем тут перечные орешки, шоколадные монеты, марципановые буквы и многое, многое другое.
Встреча 2. Святая Лукия, свет против тьмы
До перехода Европы на григорианский календарь самая длинная ночь в году приходилась на Святую Лукию (Лучию, Люцию), чье празднование было связано с надеждой на возвращение света. Мы обсудим глаза-светочи на Сицилии и венки с пылающими свечами в Стокгольме, аспекты единой темы, повторяющейся и на кухне: от кутьи-куччии из цельных зерен на юге и востоке до шафранных булочек на севере Европы.
Встреча 3. От Сатурналий и Йоля к Рождеству
Главный праздник западной Европы вобрал в себя многочисленные древнеримские, кельтские и германские языческие традиции: тут и пиры, и обмен подарками, и особая роль огня/света, а также несгораемое полено, символика 12/13, зеленого/красного и пр. Мы посмотрим, как это отразилось на рождественских рецептах разных стран, а заодно определим, на что в меню особенно повлияла христианская составляющая.
Встреча 4. Календы, колядки и сладкий Новый Год
Овидий в календарной поэме «Фасты» описывает новогоднюю беседу с богом открытия/закрытия Янусом в январские календы (первый день января) и задается вопросом, зачем римлянам на новый год нужны финики, инжир и мед. Мы обсудим среди прочего это и то, как календы стали колядками в Восточной Европе, а древнеримские новогодние подношения-благие знамения – рождественскими подарками в Европе Западной.
Встреча 5. Дары волхвов и старое Рождество
В христианской традиции первыми дарителями подарков стали волхвы, пришедшие поклониться младенцу Христу. В некоторых странах они (а в Италии старушка Бефана) до сих пор приносят подарки детям в рождественский сезон и в их честь пекут сладкие пироги с сюрпризом внутри. Завершая наш праздничный курс мы поговорим об этом и других аспектах Эпифании/Богоявления (старого Рождества, двенадцатой ночи).
Спикер курса: Саша Григорьева
Специалист по латыни и истории кухни с давним интересом к рождественским традициям. Защитила диссертацию по древнеримской кулинарной лексике, написала несколько книг, исследует рецепты, натюрморты, все связанное с едой.
Показать больше
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый контент.